Реставрация мастеровой классической гитары неизвестного мастера.

Ставилась единственная задача

Вернуть к жизни совершенно убитую гитару.

Однако начиналось все довольно оптимистично. Вот такие фотографии я получил от моего клиента.

По этим снимкам катастрофой и не пахнет! Нормальная работа со снятием одной из дек. Меня в гитарном деле трудно чем - либо напугать, но когда я получил присланный мне инструмент, в первые сутки его изучения живьем я испытал некоторое волнение.

Трещины на передней деке оказались довольно многочисленными, я насчитал их 14 штук. Гарантия, что при снятии деки прибавятся еще 2 - 3. Стали закрадываться сомнения в том, что переднюю деку удастся реанимировать.

Бридж переклеевался и очень непрофессионально.

Задняя дека имела 11 трещин.

Поскольку задняя дека уже в нескольких местах отклеилась от обечайки, я принял решение первой снять ее. Переднюю деку трогать не будем до полного окончания работы с задней. Поскольку у нас нет стапеля, а делать его довольно долго и дорого, в процессе работы будем уповать на то, что передняя дека сохранит форму гитары. Фрезеруем частично задний кант, подбираемся к клеевому шву и снимае деку.

Теперь начинается долгая и нудная работа по снятию с задней деки рип и всех поздних наслоений.

Фрезеруем все, предварительно заклеенные, трещины бором на половину толщины деки и заливаем суспензией на основе палисандровой пыли. Данную операцию делаем изнутри и снаружи!

Армируем все, предварительно притертые, трещины полосками стеклоткани с внутренней стороны деки.

Вышкуриваем излишки арматуры, чтобы минимально повлиять на изменение веса отреставрированной деки. Клеим новые рипы.

Теперь гриф становится серьезной помехой в дальнейшей работе. Удаляем лады, разрезаем накладку по 12 ладу и отпариваем ту ее часть, что приклеена к верхней деке.

Чтобы освободить пятку грифа, срезаем передний клетц. Именно передний клетц послужил причиной того, что на обеих деках образовалось такое количество трещин. Гитара сложилась из - за отсутствия продольной жесткости! Выкорчевываем этот предательский клетц без всякого сожаления! По всему видно, что у мастера делавшего эту гитару не было опыта гитарного патологоанатома!

Теперь наша задача состоит в том чтобы зачистить обечайку и вклеить новый клетц, причем надо исхитриться и не приклеить его к передней деке, которая тоже будет сниматься, но позднее.

Передний клетц делаем из бальзы, армированной угольным волокном. Он весит в 5 раз легче подобного, изготовленного из махагони.

Клетц вклеен.

Теперь наша задача состоит в том чтобы провести огромную работу по удалению всех старых деталей с обечайки, не затрагивая, пока, передней деки.

Выяснилось, что обечайка провалена по толщине. Местами она 0,8 мм! Такая обечайка не выдержит нагрузки и ее придется принять на себя декам! Задняя дека, работающая на растяжение, выдюжит, а переднюю придется делать толще, что отразится на звуке! Принимаю решение: чтобы разгрузить переднюю деку применим распорки.

Фрезеруем углубления в заднем клетце, в которые будут вклеены распорки.

Усиливаем обечайку ребрами жесткости из добротной выдержанной ели.

Клеим нонтробечайку под заднюю деку.

Армируем стеклотканью прокленные трещины в обечайке.

Теперь все готово к вклейке распорок.

Зачищаем излишки клея перед приклейкой задней деки.

Притираем плоскость перед приклейкой задней деки.

Клеим заднюю деку.

Задняя дека приклеена. Теперь очередь снимать переднюю.

После снятия с передней деки всего лишнего, становится ясно, что эту деку ставить на гитару нельзя! Толщина деки доходит до 0,7 мм!

У меня осталась в наличии экспериментальная дека, выхода нет, будем ставить ее, но прежде переделаем ее!

Клеим футер.

Очищаем обечайку от всего лишнего для приклейки верней деки. Она будет на чепиках из высококачественной выдержанной ели.

Притираем плоскость под приклейку передней деки.

Настраиваем струбцины для приклейки передней деки.

Фрезеруем выборку под канты.

Теперь начинается очень длительная и нудная работа с кантами.

Вышкуриваем и выциклевываем старый лак.

Теперь история бриджа. Отпариваем от старой деки.

На бридже не было компенсатора строя, поэтому его надо немного переделать. Заливаем смолой паз под нижний порожек.

Пропиливаем новый паз под нижний порожек с учетом компенсатора строя.

Отверстия под струны тоже заливаем смолой. Они были просверлены на разной высоте и с разными промежутками, надо сделать как следует.

Крылья бриджа тоже излишне толстые, в этом нет никакого смысла. Делаем их намного тоньше.

История грифа.

У старых ладов ножка была очень толстой, поэтому приходится заливать смолой все пропилы в накладке и сколы в накладке, возникшие в процессе долгой жизни инструмента, а также при удалении старых ладов.

Притираем гриф, т.к. он прогнут порядка 2,5 мм.

Делаем новые пропилы под новые лады.

Удаляем старый клей до здоровой древесины.

Поскольку убогим был передний клетц, пятка грифа тоже не идеальна. Я буду спать спокойней, если проделаю с ней следующее. Эти угольные стержни послужат хорошей арматурой.

Теперь примерка и подгонка пятки грифа.

Вырезаем из палисандра декоративную накладку на пятку грифа.

Корпус гитары готов к лакировке.

На втулках колковой механики трещины - будем менять.

Обязательно глушим старые отверстия, размечаем и делаем новые.

Настало время вклеить гриф, а немного погодя и ту часть накладки грифа, что была с ней разлучена, на время.

Теперь притираем всю накладку. После этого никто не скажет, что накладка сделана не из цельного куска древесины!

Устанавливаем и вклеиваем лады.

Шлифуем лады.

Закатываем (возвращаем первоначальную форму после шлифовки) лады.

Скругляем торцы ладов и полируем.

Из кости вьетнамского буйвола делаем верхний порожек (изготовление нижнего запамятовал увековечить!).

Окончательно "ловим" высоту струн над первым порожком.

Гитара готова. Мне понравилось как получилось! Теперь буду ждать отзывов от хозяина инструмента!

Через пару недель знакомства с инструментом и "разыгрывания", я получил от хозяина такой отзыв: "...инструментом доволен! Желаю чтобы на нем было имя мастера, вернувшего гитару к жизни!"Разве может быть что - то выше такой оценки! И тогда на задней деке гитары появилась такая табличка!

на главную